Вашему малышу пришло время идти в детский сад. И вы задаетесь вопросами: как он воспримет разлуку с близкими, вынужденное пребывание в течение дня вне дома, с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых будет претендовать на ее внимание? Как происходит адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Попробуем осветить проблемы, с которыми столкнетесь вы и ваш ребенок. Для начала определимся с тем, что такое адаптация и как она может протекать.
Каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерности.
Особенности адаптации ребенка к новой обстановке зависят от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду.
Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днем, имеющие плохой аппетит.
Очень тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не уверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие дети чувствуют себя несчастными, находятся в состоянии нервного стресса. Это состояние ослабляет защитные силы организма, и они начинают часто болеть.На протекание адаптации влияет тип темперамента ребенка. Наблюдения показали, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны, не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в детском саду, но и дома), не позволяя быть самими собой.
По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в 5-6 лет - 1 месяц.
Следует отметить, что многие дети так и не могут привыкнуть к детскому саду. Для родителей тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребенка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение одного года и более, это сигнал родителям. Вам следует обратиться за консультацией к психологу. Он поможет подготовить ребенка к детскому саду, адаптироваться к новым условиям.
Несомненно, многих родителей волнует вопрос: "Как подготовить малыша к детскому саду?"
Поступление в детский сад даже при должной подготовке — огромный стресс для ребенка, поэтому постарайтесь создать вокруг него спокойную обстановку, атмосферу любви и участия: избегайте домашних ссор, конфликтов. На время прекратите походы в гости, цирк, театр, поменьше смотрите телевизор. Сдерживайте собственные отрицательные эмоции, не ругайте ребенка за его выходки, не наказывайте за капризы, почаще хвалите и поощряйте.
Первое, на что родителям следует обратить внимание при подготовке ребенка к детскому саду, - заблаговременно рассказать ему, что такое детский сад и зачем туда ходят дети. Например, в такой форме:
«Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей, там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В детском саду дети едят, гуляют, играют. Я хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в детский сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что интересного на работе было у меня. Многие мамы и папы хотели бы отправить своих детей в этот детский сад, но берут туда не всех. Тебе повезло, но нам нужно подготовиться: купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила жизни детского сада».
Рассказывать ребенку о его будущей жизни в детском саду следует сдержанно, стараясь избегать двух подводных камней: поэтизации и драматизации. Ошибкой было бы идеализировать детский сад. Если вы станете слишком расхваливать это заведение, малыш быстро разочаруется в нем. Не забывайте, ему предстоит оказаться среди десятка незнакомых ребятишек, он должен будет следовать определенным правилам, не нарушать запретов, слушаться воспитательницу. Все это потребует больших усилий. И главное, не говорите с ребенком долго на эту тему.
Второе. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте малышу, как ему повезло, скоро он сможет ходить сюда. Расскажите родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, подчеркните, что гордитесь ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Третье. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у него, что он будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться и так далее. Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
Четвертое. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, подскажите ему, к кому он может обратиться за помощью и как это лучше сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». Надежда Владимировна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей - тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок сам захочет быть мишкой или воспитателем. Поддерживайте такие игры.
Пятое. Заранее вместе с ребенком сделайте «веселый сундучок», поместив туда небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего малыша и уж точно обрадуют других детей, забавные предметы, красивые бумажные салфетки или лоскутки ткани, бумажного журавлика или собачку, книжки с картинками и прочее. С игрушкой ребенку будет веселее идти в детский сад и проще завязать отношения с другими детьми.
Шестое. Научите малыша знакомиться со сверстниками, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и услуги.
Седьмое. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить взаимоотношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Тане, Жене, Мише. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
Восьмое. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Девятое. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуации, тревожащие вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
Десятое. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом: «Если ты не прекратишь плакать, в детском саду над тобой будут смеяться!», «Будешь писаться, не пойдешь в детский сад!», «Ну же, не бойся, ты уже большой, тебе скоро идти в детский сад!»
Одиннадцатое. Научите ребенка обходиться без вас и интересно проводить свой досуг в течение 30~40 минут. С этой целью посещайте развивающие группы, оставляйте малыша с другими малознакомыми ему взрослыми — соседями, приятелями. Уходя, дайте ребенку понять, что мама его не оставит, обязательно вернется и вновь будет рядом. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх расставания с мамой, играйте в прятки, сначала в пределах комнаты, потом квартиры, потом на улице.
Двенадцатое. Придерживайтесь режима дня и правил, принятых в детском саду. Это позволит ребенку быстрее адаптироваться и сохранит его физическое и психическое здоровье.
Зная, что ваш малыш трудно переживает разлуку с вами, советуем обратить внимание на следующее:
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, малышу будет проще отпускать вас. Например, крепкое объятие, поглаживание по спинке, несколько ласковых слов. Быть может, это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей.
- Если вы пользуетесь духами постоянно, сбрызните платочек ребенка и положите его в кармашек. Когда придет пора для слез, малыш успокоится быстрее. Он знает запах мамы и очень чувствителен к нему.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Восполняйте это качеством общения, то есть чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
- Если вам непременно нужно уйти, постарайтесь сами выглядеть спокойной и уверенной, малыш чутко чувствует ваше состояние, если вы тревожитесь, то вскоре и его охватит беспокойство.
- Перед тем как уйти, предложите малышу игру, которая могла бы надолго увлечь его. Тогда ваш уход показался менее значимым, чем процесс игры. Поиграйте немного вместе с ребенком, а потом предложите сконструировать что-нибудь к вашему приходу, нарисовать картинку, прибрать игрушки. Но таким приемом не стоит злоупотреблять.
- Обязательно скажите, когда вы вернетесь. Пусть малыш еще не совсем хорошо ориентируется во времени, но все равно укажите, сколько вы будете отсутствовать - 15 минут, 2-3 часа, и дайте качественную характеристику времени своего возвращения. «Вернусь скоро, ты еще даже не успеешь собрать мозаику», «Я вернусь через два часа, за это время ты успеешь покушать и погулять, прибрать игрушки», «Я приду, когда эта стрелка остановится здесь, на цифре 5». Малыш будет внимательно следить за стрелкой и не начнет беспокоиться, пока стрелка не появится на указанной отметке. Только тогда вам необходимо вернуться раньше означенного времени.
- Ребенок должен увидеть, что мама не боится воспитателя, доверяет ему. Малышу можно сказать, что воспитатель побеспокоится о нем: покормит, уложит спать, погуляет вместе с ним.
- Откажитесь от спешного убегания «по-английски». Это травмирует ребенка, лишает чувства безопасности, создает ощущение, что мама исчезнет, стоит ему только отвернуться. Малыш будет неусыпно следить за вами и пускаться в слезы всякий раз при разлуке. Не провоцируйте его таким уходом. Предупредите, что уходите ненадолго и скоро вернетесь, помахав на прощание рукой. «Пока, пока, я ухожу, но скоро вернусь». Не обманывайте ожиданий малыша, не задерживайтесь.
- В первые дни двух-трех часов, проведенных в детском саду, для ребенка вполне достаточно.
Если соблюдать эти несложные правила, детских слез по утрам станет меньше.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Специалисты выделяют четыре уровня адаптации:
Легкая адаптация
Средней тяжести адаптация
Усложненная адаптация
Очень тяжелая адаптация или дезадаптация
Легкая адаптация
- Ребенок адаптируется в течение одной недели.
- Он спокойно входит утром в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо.
- Смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается.
- Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи.
- Умеет занять себя, использует в игре предметы-заместители (например, понарошку кормит куклу), способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются.
- Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.
- Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
- Съедает все с удовольствием.
- Засыпает быстро, спит спокойно, сон глубокий.
Адаптация средней тяжести
- Ребенок адаптируется в течение двух-трех недель.
- Утром скован, напряженность первых минут постепенно спадает, он может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.
- Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя.
- Речь развита как в пределах возрастной нормы, так ниже или выше.
- На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
- Ест до насыщения то, что любит.
- Долго засыпает, сон спокойный, но недолгий.
Усложненная адаптация
- Ребенок адаптируется в течение четырех-пяти недель.
- В течение дня он скован, иногда хмурится, плачет.
- Контакт с ребенком установить трудно, ведет себя отстраненно.
- Переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.
- О развитии речи можно узнать только со слов родителей.
- Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо пугают, он бежит за поддержкой к родителям,
- Ест не все, отвергает некоторые блюда, капризничает.
- Засыпает долго с хныканьем, спит беспокойно.
Дезадаптация или очень тяжелая адаптация
- Ребенок адаптируется в течение шести и более недель.
- Контакт с ним установить не удается.
- Настроение подавленное, сильный профилактический либо приступообразный плач.
- Не играет, часто мешает играть другим.
- В ответ на предложение что-нибудь сделать плачет, не принимает правила игры.
- Агрессивен или замкнут по отношению к обучающему воспитателю и детям.
- Засыпает долго с плачем и спит беспокойно либо сон отсутствует.
- Ест под контролем долго и неохотно либо в течение дня испытывает отвращение к еде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий